Муниципальная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Центральненском сельском поселении Шкотовского муниципального района» на 2015-2018 годы

Версия для печати

Приложение 1
к постановлению администрации
Центральненского сельского поселения
№79 от 10.11.2015 г.

 

 

Муниципальная целевая программа
«Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Центральненском сельском поселении Шкотовского муниципального района» на 2015-2018 годы

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование
программы
Муниципальная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Центральненском сельском поселении Шкотовского муниципального района» на 2015-2018 годы (далее – Программа)
Основание для разработки программыФедеральный закон от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Федеральный закон от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закон Приморского края от 01.07.2007г. №278-КЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Приморском крае», поручение Президента Российской Федерации от 8 апреля 2008 года №Пр-582 по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 27 марта 2008 года.
Заказчик программыАдминистрация Центральненского сельского поселения Шкотовского муниципального района
Основные
разработчики
программы
Администрация Центральненского сельского поселения Шкотовского муниципального района.
Основная цель программыСоздание условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в Центральненском сельском поселении Шкотовского муниципального района
Задачи программыРеализация политики администрации Центральненского сельского поселения Шкотовского муниципального района, направленной на стабильное развитие малого и среднего предпринимательства Центральненского сельского поселения Шкотовского муниципального района (далее – поселения), повышение его социально-экономической эффективности, обеспечивающей:
- увеличение ежегодного прироста числа субъектов малого и среднего предпринимательства;
- увеличение численности занятых в малом предпринимательстве;
- повышение доли малых предприятий в валовом объеме произведенных товаров, выполненных работ и оказанных услуг в поселении.
Сроки реализации
программы
2015-2018 годы
Объемы и источники финансирования программыОбщий объем финансирования Программы составляет:
в 2015-2018 годах – 20 тыс. рублей.
Объем финансирования по годам:
2015 год – 5 тыс. рублей;
2016 год – 5 тыс. рублей;
2017 год – 5 тыс. рублей;
2018 год – 5 тыс. рублей.
Источник финансирования – бюджет Центральненского сельского поселения.
Перечень основных мероприятий программы- субсидирование части затрат (при наличии достаточных денежных средств в бюджете поселения), связанных с уплатой процентов по кредитам субъектами малого и среднего предпринимательства;
- предоставление льгот субъектам малого и среднего предпринимательства по арендной плате за муниципальное имущество;
- совершенствование и развитие системы правового обеспечения малого и среднего предпринимательства;
- сокращение административных барьеров, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства;
- развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства;
- оказание информационной и методической помощи предпринимателям;
- административно-организационная поддержка малого и среднего предпринимательства в поселении.
Исполнители
программы
Администрация Центральненского сельского поселения Шкотовского муниципального района.
Ожидаемые конечные результаты реализации программыРеализация мероприятий Программы должна обеспечить оживление деловой активности путем:
- увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
- создания новых рабочих мест и сохранение существующих рабочих мест;
- увеличения доли малых предприятий в валовом объеме выпуска товаров, производства работ и оказания услуг;
- оптимизации отраслевой структуры малого и среднего предпринимательства, увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в сфере производства;
- увеличения капитализации субъектов малого и среднего предпринимательства за счет постепенной приватизации муниципального имущества, находящегося в собственности поселения;
- насыщения товарного рынка конкурентоспособной продукцией и услугами местного производства;
- обеспечения благоприятного климата для предпринимательской деятельности, активного включения предпринимательских структур в решение социально-экономических проблем поселения.
Контроль за реализацией программыКонтроль за реализацией программы осуществляют исполнители программы с последующей отчетностью перед главой администрации Центральненского сельского поселения.

 

1. ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время малое и среднее предпринимательство, являясь одной из самых эффективных форм организации производственной и непроизводственной деятельности, оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие поселения по следующим направлениям: насыщение потребительского рынка качественными товарами и услугами местного производства, решение проблем повышения уровня жизни и вопросов занятости населения, увеличение налоговых платежей в бюджетную систему. В связи с этим дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства как рыночного института, обеспечивающего формирование конкурентной среды, самозанятость населения и стабильность налоговых поступлений, рассматривается администрацией поселения как одна из приоритетных стратегических задач.

Анализ проблем и потребностей предпринимателей поселения, обозначенных на неоднократных встречах главы администрации поселения с предпринимателями, определил необходимость выстраивания системы поддержки малого и среднего предпринимательства поселения более эффективным образом. Обсуждение вопросов взаимоотношений власти и бизнеса послужило толчком к разработке настоящей Программы.

Основная цель Программы – обеспечение оптимальных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в поселении, формирование более результативных форм его поддержки. Для достижения поставленной цели должен быть решен ряд задач посредством выполнения разработанных мероприятий Программы.

1. Состояние и проблемы малого и среднего предпринимательства.

Активизация действий администрации поселения в части поддержки малого и среднего предпринимательства является в настоящее время весьма актуальной, а нерешенность назревших проблем в этой области может оказать негативное влияние на дальнейшее развитие малого бизнеса.

Институциональная среда развития малого и среднего предпринимательства в поселении:

[картинка1]

Число малых предприятий – один из основных индикаторов качества экономической среды.

Сложившаяся на сегодняшний день отраслевая структура малого и среднего предпринимательства свидетельствует, что непроизводственная сфера остается более комфортной для развития малого бизнеса поселения: 50 процентов всех малых предприятий относятся к торговле, общественному питанию и бытовому обслуживанию населения. В сельском хозяйстве, охоте и в лесном хозяйстве занято 50 процентов от общего количества малых предприятий.

Структура субъектов малого и среднего предпринимательства по видам экономической деятельности в Центральненском сельском поселении (в процентах)

 

[картинка2]

Основные проблемы, препятствующие развитию малого и среднего предпринимательства в поселении, по оценкам самих предпринимателей, характеризуются следующим образом: отсутствие стабильной нормативной правовой базы, нехватка собственных оборотных средств и ограниченный доступ к кредитным ресурсам, высокая стоимость финансово-кредитных ресурсов, административные барьеры и усиливающаяся конкуренция со стороны крупных компаний, сложность в подборе необходимых кадров.

Для стабилизации положения и дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства на территории поселения, прежде всего, необходимо продолжить совершенствование и развитие системы правового обеспечения малого и среднего предпринимательства.

Одной из проблем является отсутствие достоверной информации о состоянии малого бизнеса поселения: значительные расхождения в отчетностях налоговой и статистической служб о динамике развития малого бизнеса не позволяют оценить реальный потенциал малого бизнеса на территории поселения. Сбор статистической отчетности, связанной с деятельностью малых предприятий, осуществляется в режиме выборочных квартальных обследований, а по индивидуальным предпринимателям – практически не ведется. Отсутствие достоверных статистических показателей субъектов малого и среднего предпринимательства, как в части результатов хозяйственной деятельности, так и по состоянию расчетов с бюджетом, негативно отражается на проведении аналитической работы и планировании, выстраивании эффективной экономической политики.

Особенностью положения субъектов малого и среднего предпринимательства в поселении и в целом по Российской Федерации является чрезмерно высокий уровень административных барьеров и ограничений и, в частности, распространенная практика навязывания малым предприятиям государственными и контролирующими органами услуг коммерческих фирм, связанных с исполнением функций данных органов. В целях развития и поддержки предпринимательства, в рамках работы по преодолению административных барьеров при оформлении документов предпринимателями, ускорения и упорядочения процедуры решения комплекса вопросов в отношении муниципального имущества, земельного регулирования и осуществления градостроительной деятельности, администрацией поселения приняты определенные меры.

Помимо административных барьеров развитие малого и среднего предпринимательства сдерживается рыночными барьерами. Ограниченный доступ малых предприятий к финансовым ресурсам – один из таких барьеров. Основные причины, препятствующие увеличению объема кредитования малого и среднего предпринимательства: высокие риски, отсутствие надежного заемщика, недостаток у малых предприятий ликвидного обеспечения, высокая стоимость кредитов для малых предприятий.

Одной из проблем является также доступ к недвижимому имуществу. Учитывая это, ряд мероприятий Программы направлен на то, чтобы процесс приватизации муниципального имущества был прозрачен и доступен для предпринимателей.

В условиях рыночной экономики значительно обострились проблемы, связанные с подготовкой кадров для предпринимательства. Задача администрации поселения состоит не только в том, чтобы создать максимальное количество налогоплательщиков, а и в преодолении негативных тенденций. Дело в том, что малый бизнес сузил свою образовательную деятельность, «зациклился» на поддержке уже существующих малых предприятий, будучи мотивирован получением разного рода преференций. Важным элементом развития потенциала деловой активности бизнеса является молодежь с ее идеями и инициативой. Однако незначительный социальный опыт, слабые практические навыки применения экономических законов и механизмов создают трудности молодежи для правильного выбора и включения их в цивилизованный мир рыночных отношений. Возникает противоречие: бизнесу нужны специалисты-практики, а из вузов выходят специалисты-теоретики с небольшим практическим опытом. Обучение бизнесу должно вестись со старших классов средней школы. Сегодня в школах обучают основам эк
ономики, но не дают основ предпринимательства.

Таким образом, одной из задач администрации поселения на сегодняшний день является содействие развитию молодежного предпринимательства. Одновременно поддерживая молодежное предпринимательство, администрация поселения может помочь в решении серьезной проблемы для Дальневосточного региона – отток, особенно молодежи, в западные регионы России.

К одной из проблем можно отнести также поднятие престижа предпринимательской деятельности. Согласно мероприятиям Программы муниципалитет станет более активно влиять на формирование благоприятного отношения в обществе к предпринимателю.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью Программы является создание условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в поселении.

Задачи Программы заключаются в реализации политики администрации поселения, направленной на обеспечение дальнейшего стабильного развития малого и среднего предпринимательства, повышение социально-экономической эффективности его деятельности. Конкретным итогом поставленных задач должно стать: увеличение ежегодного прироста числа субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличение занятых в малом и среднем предпринимательстве, повышение доли малых предприятий в валовом объеме выпущенных товаров, произведенных работ и оказанных услуг по поселению.

Для решения поставленных Программой задач с учетом сложившейся динамики экономического развития поселения и намеченных положительных тенденций сформированы мероприятия Программы.

Программа представляет собой комплексный план действий согласно перечню основных мероприятий реализации Программы, приведенных в приложении 1 по созданию благоприятной для малого и среднего предпринимательства среды на основе скоординированных действий администрации поселения.

3. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа реализуется в 2015-2018 годах в два этапа.

I этап –2015 год – 2016 год: нормативное правовое обеспечение Программы; формирование организационных и финансовых механизмов предоставления муниципальной поддержки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, законодательства Приморского края и с учетом положений, установленных настоящей Программой.

II этап – 2017 год – 2018 год: совершенствование и развитие нормативной правовой базы муниципальной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Центральненского поселения Шкотовского района; комплексная реализация Программы.

4. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Программа предусматривает реализацию следующих мероприятий:

1. Субсидирование (при наличии достаточных денежных средств в бюджете поселения) администрацией Центральненского сельского поселения части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным на срок не более трех лет в российских кредитных организациях субъектами малого и среднего предпринимательства, производящими и реализующими товары (работы, услуги), предназначенные для внутреннего рынка Российской Федерации и экспорта.

2. Предоставление администрацией Центральненского сельского поселения Шкотовского муниципального района субъектам малого и среднего предпринимательства льгот по арендной плате за муниципальное имущество в виде освобождения от арендной платы на определенный срок (кроме земельных участков), отсрочки, либо уменьшения арендной платы за муниципальное имущество.

3. Совершенствование и развитие правового обеспечения малого и среднего предпринимательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, с учетом интересов субъектов малого и среднего предпринимательства. Основу этой работы составит устранение на муниципальном уровне факторов, препятствующих развитию малого бизнеса, оказывающих негативное влияние на процесс организации, оформления и ведения предпринимательской деятельности, разработка предложений по поддержке малого и среднего предпринимательства с вынесением их на рассмотрение на федеральный и краевой уровни, повышение уровня правовой культуры предпринимателей, доведение до предпринимателей правовой и управленческой информации.

4. Сокращение административных барьеров, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства в рамках полномочий муниципалитета по минимизации административно-разрешительной и контролирующей практики, устранению бюрократических барьеров, препятствующих развитию действующих и выходу на рынок новых малых предприятий.

5. Сокращение сроков оформления земельных участков в администрации Центральненского сельского поселения и Шкотовского муниципального района (оформление договоров аренды либо договоров купли-продажи) до одного рабочего дня.

6. Развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства путем рассмотрения вопроса разработки схем кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, возможности целевой поддержки инвестиционных проектов.

7. Оказание информационной и методической помощи предпринимателям путем дальнейшего развития информационного обеспечения предпринимательской деятельности, содействия внедрению современных технологий ведения бизнеса, в том числе с широким использованием возможностей сети Интернет.

8. Популяризация передового опыта и передовых технологий ведения бизнеса.

9. Создание баз данных и формирование банков знаний по предпринимательской деятельности, что позволит расширить ресурсы информационного обеспечения малого и среднего предпринимательства поселения.

Поддержка приоритетных направлений развития малого и среднего предпринимательства в поселении позволит оказать содействие по продвижению продукции малых предприятий поселения на межрегиональные рынки, по поддержке выставочно-ярмарочной деятельности, по содействию в расширении производственно-технологической кооперации между крупными и малыми предприятиями, по оказанию поддержки развитию молодежного предпринимательства.

Административно-организационная поддержка малого и среднего предпринимательства содержит мероприятия по формированию благоприятного отношения в обществе к предпринимателю, по организации и проведению круглых столов, семинаров, конференций по проблемам предпринимательства.

5. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Финансовые средства для финансирования Программы возможно включать за счет средств бюджета Приморского края, бюджета Шкотовского муниципального района, бюджета Центральненского сельского поселения и привлеченных средств коммерческих и некоммерческих структур, объединений предпринимателей, участвующих в ее осуществлении.

Выделение бюджетных средств на реализацию Программы на каждый финансовый год (в течение 2015-2018 годов) рассматривается перед принятием муниципальным комитетом Центральненского поселения бюджета Центральненского сельского поселения на очередной финансовый год, исходя из сложившейся экономической ситуации. На 2015 год объем финансирования составляет 5,0 тыс. рублей.

6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Координатором Программы является администрация поселения. Управление Программой предусматривает совокупность скоординированных действий, призванных обеспечить реализацию Программы, контроль и анализ ее выполнения, корректировку Программы в случае необходимости, анализ и оценку конечных результатов реализации Программы.

Механизм реализации Программы основан на координации деятельности администрации Центральненского поселения, администрации Шкотовского района и соисполнителей Программы, задействованных в ее исполнении. Реализация мероприятий Программы осуществляется исполнителями Программы в соответствии с приложением 1.

Финансовая поддержка (при наличие достаточных денежных средств в бюджете поселения) субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для внутреннего рынка Российской Федерации и экспорта, оказывается субъектам малого предпринимательства, соответствующим условиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Федеральным законом от 11 июня 2003 года №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», зарегистрированным на территории Центральненского сельского поселения и не имеющим задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, за исключением субъектов малого предпринимательства:

- являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;

- являющихся участниками соглашений о разделе продукции;

- осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

- являющихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

- осуществляющих производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

Средства, предусмотренные настоящей Программой на финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для внутреннего рынка Российской Федерации и экспорта, предоставляются в виде субсидий на возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным не ранее 01 января 2006 года на срок не более трех лет в российских кредитных организациях субъектами малого и среднего предпринимательства, производящими и реализующими товары (работы, услуги), предназначенные для внутреннего рынка Российской Федерации и экспорта;

Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в виде субсидии на возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, предоставляется заемщикам ежемесячно из расчета 50 процентов произведенных заемщиком затрат на уплату процентов, но не более одной второй ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дату предоставления кредита, при оформлении кредита в рублях и не более 6 процентов годовых – при оформлении кредита в иностранной валюте при отсутствии у заемщика просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Порядок предоставления вышеуказанных субсидий устанавливается администрацией Центральненского поселения в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Решением муниципального комитета поселения о бюджете Центральненского сельского поселения на очередной финансовый год.

7. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация мероприятий Программы позволит:

1. Увеличить количество субъектов малого и среднего предпринимательства.

2. Увеличить численность работников, занятых на постоянной основе в малом и среднем предпринимательстве.

3. Увеличить вклад субъектов малого и среднего предпринимательства в валовом объеме продукции (работ, услуг), произведенном в поселении.

4. Оптимизировать отраслевую структуру малого и среднего предпринимательства, увеличить количество субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в сфере производства.

5. Увеличить капитализацию субъектов малого и среднего предпринимательства за счет постепенной приватизации муниципального имущества, находящегося в собственности поселения.

6. Обеспечить товарный рынок поселения конкурентоспособной продукцией и услугами местного производства.

7. Обеспечить благоприятный климат для предпринимательской деятельности, активное включение предпринимательских структур в решение проблем социально-экономического развития поселения.

8. КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Муниципальный заказчик Программы осуществляет непосредственный контроль за ходом ее реализации.

Контроль за ходом исполнения Программы включает:

- периодическую отчетность исполнителей Программы о реализации программных мероприятий;

- контроль за целевым, эффективным и адресным использованием выделенных средств;

- контроль за выполнением объемов запланированных работ.

Муниципальный заказчик Программы с учетом выделенных на ее реализацию средств бюджета Центральненского поселения ежегодно уточняет целевые показатели и затраты на программные мероприятия.