Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) в Центральненском поселении

Версия для печати

Приложение 1
к решению МК Центральненского с/п
№153 от 26.06.2013 г.

 

 

Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) в Центральненском поселении

 

1. Общие положения

1.1. Настоящим порядком регулируется проведение антикоррупционной экспертизы (экспертизы на коррупциогенность) всех нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) органов местного самоуправления Центральненского сельского поселения (далее – нормативный правовой акт) в целях выявления в них правовых норм, создающих условия для коррупции.

1.2. Целью антикоррупционной экспертизы является недопущение принятия правовых норм, которые создают предпосылки и (или) повышают вероятность совершения коррупционных действий в процессе реализации правовых актов, а также устранение таких норм в принятых правовых актах.

1.3. Задачами антикоррупционной экспертизы является выявление и описание коррупционных факторов в правовых актах и их проектах, в том числе внесение предложений и рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов.

1.4. Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:

- сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проверке антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

1.5. Для целей настоящего Порядка используются следующие понятия:

1) под коррупциогенностью понимается заложенная в правовых нормах возможность способствовать коррупционным действиям или решениям в процессе реализации содержащих такие нормы нормативных правовых актов;

2) коррупционными факторами признаются положения нормативных правовых актов и их проектов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их;

3) коррупциогенными нормами признаются положения нормативных правовых актов и их проектов, содержащие коррупционные факторы.

1.6. Экспертизе на коррупциогенность подлежат постановления и распоряжения главы администрации Центральненского сельского поселения, решения муниципального комитета Центральненского сельского поселения и их проекты:

- о местном самоуправлении Центральненского сельского поселения;

- затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина;

- об утверждении административных регламентов оказания муниципальных услуг и выполнения отдельных государственных функций;

- связанные с использованием бюджетных средств;

- связанные с управлением и распоряжением объектами муниципальной собственности;

- связанные с размещением муниципального заказа;

- регламентирующие контрольные, надзорные, разрешительные и регистрационные полномочия исполнительных органов местного самоуправления Центральненского сельского поселения и их должностных лиц во взаимоотношениях с гражданами и юридическими лицами;

- иные акты по усмотрению главы Центральненского сельского поселения

2. Виды антикоррупционной экспертизы

2.1. Экспертиза может быть как внутренней (проводимой юридическим отделом Шкотовского муниципального района), так и внешней, межведомственной (с привлечением независимых экспертов, прокуратуры, Министерством юстиции).

2.2. Независимая экспертиза на коррупциогенность проводится юридическими и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. №96.

2.3. К видам антикоррупционной экспертизы относятся:

1) антикоррупционная экспертиза, осуществляемая при проведении правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) органов местного самоуправления Центральненского сельского поселения;

2) независимая антикоррупционная экспертиза.

При подготовке проектов правовых актов проводится анализ на коррупциогенность разрабатываемых норм проектов правовых актов.

- институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Порядок и условия аккредитации экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции;

- в заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения;

- заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в трицатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

3. Процедура проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов

1. Антикоррупционная экспертиза применяется для выявления в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов коррупциогенных факторов и их последующего удаления.

2. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:

а) широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

б) определение компетенции по формуле "вправе" – диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

в) выборочное изменение объема прав – возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества – наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции – нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (ихд олжностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов вотсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий – установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

ж) отсутствие или неполнота административных процедур – отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур – закрепление административного порядка предоставления права (блага).

3. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные,трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям,являются:

а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, – установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

б) злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) – отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;

в) юридико-лингвистическая неопределенность – употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

4. Порядок внесения изменений в настоящее Положение

4.1. При изменении законодательства Российской Федерации и Приморского края по данному вопросу, изменения вносятся в настоящее Положение решениями муниципального комитета Центральненского сельского поселения.

4.2. Настоящее Положение вступает в силу со дня его обнародования.

 

Глава Центральненского сельского поселенияКасилов Александр Валентинович